Использование метода ТРИЗ-технологии
«Системный оператор»
в развитии речи детей дошкольного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…». Это обусловлено, тем, что, овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. На протяжении дошкольного детства,дети, усваивая родной язык, овладевают важной формой речевого общения – устной речью, вместе с тем развивается культура речи, которая в дальнейшем определяет уровень образованности человека.
На основе исследований А.Н. Гвоздевой, Р.И. Жуковской, А.М. Леушиной, Н.П. Савельева, О.И. Соловьевой, можно сделать вывод, что чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, следовательно, лучше развита его речь. Также эти исследования указывают на то, что развитие речи ребенка дошкольника возможно лишь при условии систематического обучения.
На сегодняшний день профессиональная деятельность педагога детского сада должна предполагать поиск новых оптимальных подходов в развитии детей, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.
ТРИЗ – технологию, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, развивает речь.
Метод «Системного оператора» как средстве развития речи
детей дошкольного возраста позволяет формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, развивает речь с помощью обогащения словаря словами с переносным значением, синонимами и антонимами.
Метод системного анализа помогает всестороннему знакомству с предметом или явлением. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.
Что такое «системный оператор», и как с ним работать.
Каждый объект материального мира имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
Если рассматривать объект как систему, состоящую из определенных составляющих, имеющих определенные качества и свойства, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более сложной.
Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, поля, которое носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек.
Объект, предмет ставим в центр экрана и вместе с детьми отвечаем на вопросы с помощью вспомогательного дидактического материала-карточек.
1. Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри
2. Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то….
3. Это что-то часть чего-то…
4. Это что-то из чего-то…
5. Чем-то было это что-то…
6. Что-то будет этим что-то…
Метод используется как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Сначала для анализа берем объекты неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы), рассматриваем объект как систему, развиваем умение строить предложение, учимся сравнивать объекты по нескольким признакам, образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
В дальнейшем, на темы: «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Зима. Дикие животные», «Зимние забавы», «Время года – весна», «День защитника Отечества» и т.д. продолжаем расширять словарь за счет прилагательных и антонимов, развивать навыки диалога, учить составлять небольшой рассказ.
В возрасте от 5 до 7 лет дети анализируют через системный оператор объекты живой и неживой природы (река, море, озеро, лес, поле и т.д.), размышляют о городе, деревне, школе, больнице.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили рассматривание и описание объекта, используя все 9 экранов, можно с ними изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: необычное платье, новую игрушку, подарок, мебель
и т.д.
Данный метод позволяет работать на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагога в позицию партнёров, стимулируют создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Технология помогает развить у ребят не только мышление, воображение, умение рассматривать объект как систему, но и значительно повышает уровень развития связной речи, способствует обогащению словаря детей.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
• в активизации познавательной деятельности детей;
• в создании мотивационных установок на проявление творчества;
• в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий